Уважаемые господа, коллеги, друзья.
В нынешний переломный момент истории на первый план вновь выдвигается извечный русский вопрос «Что делать?». И тут суждения и дела «мыслящего класса», каким всегда была российская интеллигенция, могут и должны дать если не программу действий, то хотя бы нравственные и поведенческие ориентиры тем, кто не желает мириться с надвинувшимся злом... Увы, на первой сессии Конгресса интеллигенции, состоявшейся 19 марта, вопрос этот даже и не ставился. Надежды тех, кто шел на это собрание, чтобы услышать хоть какие-то конструктивные идеи, никак не оправдались. По окончании мероприятия кто-то даже произнес убийственное для организаторов слово: «Пустота».
Да, были сообщения ученых, которые весьма компетентно дали нам всем понять, что надвигающиеся опасности угрожают не только благополучию, но и самому существованию России... Да, были несколько эмоциональных реплик митингового толка... Да, было зачитано хорошо составленное и даже уже многими подписанное (а значит, уже состоявшееся, не подвергающееся обсуждению) обращение о недопустимости еще и дальнейшей эскалации российско-украинского конфликта. И все. И разошлись. И не прозвучало ничего конкретного о будущем столь важного начинания с прекрасным названием Конгресс интеллигенции России. Начинание осталось лишь начинанием и не получило никакого конкретного продолжения. Словно было намеренно, сознательно сведено на нет.
Что ж, еще месяц-полтора назад такое мероприятие не вызвало бы никаких особенных эмоций: ну собрались, поговорили, разошлись - обычное дело! Но сегодня эмоции возникают, и основная из них - чувство стыда.
Нет, отсутствие каких бы то ни было конструктивных идей не есть просто недоработка организаторов, или небрежность, или случайность. Мы знаем, что такие идеи предлагались вам еще до собрания, но были, что называется, с порога, без обсуждения отвергнуты. Почему? После разговоров с некоторыми из вас сложилось впечатление, что вы не желаете говорить о будущем Конгресса по одной очевидной причине: нет и не может быть никакой иной перспективы, кроме прямой конфронтации Конгресса с нынешним политическим руководством страны. Последствия такой конфронтации ясны, и вы к ним не готовы. Вы хотели бы оставаться «системной оппозицией» - и так предпринять попытки каким-либо способом влиять на политический курс.
Осторожные? Наивные? Слепые? Разве вы не видите, что в последние месяцы в стране не просто изменился курс политики. Здесь у нас произошла смена политического строя. В основу нового порядка, в основу официозной государственной идеологии, единой и обязательной для всех, положены агрессивные имперские идеи и культовое преклонение перед непререкаемым авторитетом единого «национального лидера». Вам, хорошо знающим историю прошлого века, разве не знакома такая конфигурация? Ну, так пересмотрите еще раз «Триумф воли» и в движении кадров этого великого фильма попробуйте найти место для «системной оппозиции».
Между тем на нас всех, на российской интеллигенции лежит колоссальная ответственность. Надо понимать, что внутренняя и внешняя политика наших властей гибельна не только для России или для Украины - она гибельна для всего мирового сообщества. И что толку в любых, даже самых благих наших начинаниях, если мы не попытаемся хоть сколько-нибудь отвести эту угрозу?
Мы убеждены: только на основе поиска конструктивных идей и форм борьбы с новым тоталитаризмом, идей и форм противостояния государственному террору - только на основе таких идей достойно и честно объявлять о стремлении консолидировать российское гражданское общество, его «мыслящий класс» - интеллигенцию. Надо понимать, чего от вас, от нас ждут. А действительно ждущих - миллионы. Даже сегодня, когда на каждом телеканале, в каждой телепрограмме по своему Геббельсу, - даже в эти дни как минимум четверть населения не желает поддерживать новый порядок. А это не менее 20 миллионов взрослых и разумных граждан! Уверены, через полтора-два года, когда преступная экономическая политика неизбежно приведет к резкому снижению уровня жизни народа, эта цифра увеличится в разы. Разве это не достаточное основание, не достаточная социальная база, чтобы уже сегодня начать, скажем, общественное движение за досрочные выборы всех уровней власти - так, чтобы оно набрало силу как раз через полтора-два года?
Конечно, в своем преступном стремлении подавить любое сопротивление общества, любое инакомыслие власти и теперь уже используют и в еще большей степени будут использовать хорошо отлаженный в России механизм политических репрессий. Но силе произвола у нас в стране всегда противостояла - и побеждала всегда! - сила убежденности в своей нравственной правоте. Тюрьмы и лагеря не могли подавить сопротивления и в глухие коммунистические времена. Но если тогда лишь несколько сотен, зная о грозящих репрессиях, не боялись четко выразить свое несогласие с политикой властей, то теперь таких миллионы... И люди, давшие своему начинанию столь обязывающее название - Конгресс интеллигенции России, - просто-таки обязаны понимать, каких именно идей эти миллионы ждут от них. Если, конечно, в основе этого начинания искренние и ответственные намерения. На что мы и надеялись, когда подписывали первоначальное Обращение инициативной группы, а значит, и на себя брали ответственность за содержащееся там обещание искать «пути выхода из ситуации, лишающей нашу страну перспектив сколько-нибудь достойной жизни в обозримом будущем...»
Сергей Ковалев
Лев Тимофеев