Если Донбасс выйдет из Украины: экономические последствия
https://povnatorba.blogspot.com/2014/05/blog-post_1535.html
Если мы говорим о последствиях «взамправдашнего» отделения от Украины
Донецкой и Луганской областей (поскольку у них нет пока единого
названия, далее по тексту – регион или ДонЛуг), то меня интересуют
последствия для оставшейся Украины, а не для этого региона.
Причина не в том, что я живу на правом берегу Днепра, а в очевидности экономических последствий для региона:
Посмотрим, чем нам грозит крайняя мера полного отделения от Украины этих 2-х областей.
Здесь рассмотрим следующие блоки вопросов:
Источник: Госкомстат Украины, территориальные управления статистики в Донецкой и Луганской областях.
Как видим, на регион приходится до 7% сельского хозяйства, четверть промышленности и порядка 15% экономики Украины. В масштабах Украины ключевыми отраслями региона являются:
Таким образом, ВВП Украины в случае отделения ДонЛуга уменьшится оценочно на 30%-35% (15% ВВП + 15%-20% снижения от разрыва производственных связей).
По данным статистики, положительное внешнеторговое сальдо товарами ДонЛуга в 2013 году составило 6,5 млрд. долл., на регион приходится 25% экспорта товаров и 12% их импорта Украины. В товарной структуре экспорта/импорта положительное сальдо региона полностью сформировано за счёт сальдо торговли металлами (+8,6 млрд. долл.) и железнодорожной техникой (+1,3 млрд. долл.).
В случае отделения, внешнее сальдо региона определённо ухудшится на следующие факторы:
По оценке МВФ4, дефицит текущего счёта платёжного баланса Украины в 2014г. составит 6,3 млрд. долл., без ДонЛуга он соответственно ухудшится до 10,8 млрд. долл. Несмотря на ухудшение, сама сумма дефицита не будет «смертельной» и куда меньшей показателя «благополучного» 2013 года, когда дефицит текущего счёта Украины составлял 16,3 млрд. долл.
Причина резкого ухудшения в том, что если в прошлом году благодаря привлечению средств государством и госкомпаниями выплаты по внешним долгам удавалось рефинансировать (т.е. откладывать), то в текущем году Украина просто не имеет возможности рефинансировать свои внешние долги без международной помощи.
Таким образом, несмотря на улучшение сальдо внешней торговли, совокупный дефицит платёжного баланса Украины в текущем году по оценке МВФ ухудшается с 0,8 млрд. долл. в 2013 году до 11,2 млрд. долл.
Без экспортной выручки ДонЛуга совокупный дефицит платёжного баланса Украины будет рекордным, составив 15,7 млрд. долл.
На фоне дефицита валюты, оценим способность Украины к привлечению внешнего финансирования (кроме прямой международной помощи). Одним из универсальных показателей здесь является отношение госдолга к ВВП (что остаётся актуальным после европейского долгового кризиса).
На начало года отношение госдолга к ВВП Украины по данным Минфина составляло 40,5% из которого половина приходилась на обязательства в валюте5. Девальвация технически уже увеличила показатель до 46%-49% ВВП. С учётом планов по привлечению международных кредитов, этот показатель по итогам года приблизится к критической отметке 60% и будет находится в диапазоне 55%-60%. Уровень 60% является критическим, поскольку в таком случае Россия имеет право требовать досрочного погашения выпущенных Украиной еврооблигаций на сумму 3 млрд. долл.
В случае отделения ДонЛуга показатель госдолга к ВВП только за счёт снижения объёма экономики Украины (ориентировочно не треть) математически подскочит в 1,5 раза до 90% ВВП. Плюс государственный долг вырастет за счёт дополнительной девальвации. Напомню, что в куда более благополучных Греции, Испании, Португалии отношение госдолга к ВВП за 2013 год составляет 175%, 94% и 129%.
Иного выбора, кроме объявления дефолта по своим обязательствам в случае отделения ДонЛуга, у Украины не будет.
- потерю до трети объёма экономики Украины;
- рост дефицита внешней торговли на 4,5 млрд. долл.;
- практически неизбежный дефолт по государственным обязательствам;
- дальнейшую девальвацию, глубина которой будет зависеть от того, какой сценарий развития Украины будет принят западными странами и Россией.
Но, кроме минусов, мы получим:
- уход наиболее дотационных и коррупционных регионов (возмещение НДС, «распил» угольных дотаций и т.д.);
- исправление диспропорций экономики после прекращения дотационной поддержки угольной отрасли;
- отсоединение наиболее антизападной части (простите за слово) электората, а вместе с ним и влияния Партии регионов на власть (на последних парламентских выборах эти области вместе с Крымом обеспечили 38% полученных голосов для Партии регионов);
- после потери экспортной выручки ДонЛуга у Украины просто не останется выбора рыночным антикоррупционным реформам, иначе её ждёт хроническая угроза дефолта, девальвация и падение уровня жизни населения.
Хотя надо признать, что главная сегодняшняя уязвимость Украины в виде зависимости от внешнего финансирования в случае отделения ДонЛуга многократно усилится.
Думаю, в случае отсоединения региона объявление Украиной дефолта и последующее развитие событий могут происходить по 2-м кардинально разным сценариям:
Причина не в том, что я живу на правом берегу Днепра, а в очевидности экономических последствий для региона:
- откроются границы для российского угля и прекратятся «угольные» дотации из Киева – угольная отрасль будет сворачиваться, рабочие места сокращаться, чтобы как-то конкурировать ценой с Кузбассом зарплаты шахтёров упадут;
- без днепропетровской железной руды (которая станет «импортом») и внутреннего рынка сбыта (например, Метинвесту в 2013г. внутренний рынок обеспечил 25% выручки1) местные металлургические предприятия будут убыточны, смогут в лучшем случае остаться «на плаву» значительно снизив объёмы производства и минимизировав убытки снижением зарплат персонала. Постепенно экспортные рынки украинских металлургов будут заняты российскими и китайскими конкурентами;
- малый и средний бизнес при новых «властях» будет сворачиваться и стараться выехать в более стабильный регион;
- прекратятся дотации из бюджета Украины, которые, по информации министра финансов2, в 2013г. для Донецка составляли 60% его расходов (25 млрд. грн.), для Луганска – 56% его расходов;
- в итоге самый главный экономический показатель – уровень и качество жизни населения в течение нескольких месяцев упадёт минимум вдвое с перспективой лишь его дальнейшего снижения.
- это крупнейший нетто-экспортёр, т.е. поставщик экспортной выручки;
- это поставщик угля как замены импортного газа для энергетики.
Посмотрим, чем нам грозит крайняя мера полного отделения от Украины этих 2-х областей.
Здесь рассмотрим следующие блоки вопросов:
- Влияние на внутреннее производство и масштаб экономики Украины
- Влияние на внешнюю торговлю и текущий счёт платёжного баланса
- Влияние на кредитоспособность и итоговый платёжный баланс Украины
- Выводы
- Влияние на внутреннее производство и масштаб экономики Украины
период | вес Донецкой и Луганской областей | |
ВВП | 2012 | 16% |
Население | 01.01.2014 | 14% |
Сельское хозяйство | 2013 | 5%-7% |
сбор зерновых | 2013 | 6% |
производство мяса | 2013 | 7% |
производство молока | 2013 | 5% |
Доходы населения | 2013 | 15% |
Объём реализации продукции промышленности | 2013 | 25% |
Энергетика | 2013 | 21% |
производство электроэнергии, млн. Квт/час | 2013 | 18% |
справочно: потребление электроэнергии, млн. кВт час | 2013 | 22% |
Пищевая промышленность | 2013 | 10% |
Металлургия | 2013 | 44% |
чугун, млн. т | 2013 | 44% |
сталь без полуфабрикатов, млн. т | 2013 | 27% |
полуфабрикаты, млн. т | 2013 | 57% |
Добывающая промышленность | 2013 | 32% |
добыча угля, млн. т | 2013 | 77% |
добыча железной руды, млн. т | 2013 | 23% |
Машиностроение | 2013 | 23% |
Производство пластмасс и резины | 2013 | 12% |
Химическая промышленность | 2013 | 29% |
Производство кокса и нефтепереработка | 2013 | 43% |
Деревообработка | 2013 | 9% |
Фармацевтика | 2013 | 8% |
Лёгкая промышленность | 2013 | 9% |
Как видим, на регион приходится до 7% сельского хозяйства, четверть промышленности и порядка 15% экономики Украины. В масштабах Украины ключевыми отраслями региона являются:
- Металлургия, коксохимия (которая обслуживает металлургию) и нефтепереработка – 44% показателя по Украине;
- добыча угля – 77% украинской добычи.
- львиная доля добываемого на Донбассе коксующегося угля приходится на Метинвест, который его перерабатывает на своих местных коксохимических предприятиях (и добыча угля, и коксохимия сосредоточены в одних руках). Для коксохимиков, не имеющих собственной добычи, импортный уголь сопоставим по цене с украинским при более высоком качестве (поэтому Украина вводила в 2013 году квоты на импорт коксующегося угля);
- добываемый на Донбассе энергетический уголь (львиная доля приходится на ДТЭК, который использует его на своих ТЭС) используется в тепловой энергетике благодаря государственным дотациям и фактическому административному регулированию поставщиков угля для ТЭС. Без дотаций стоимость угля должна или снизиться ниже своей себестоимости, или Украине будет выгоднее использовать импортный уголь.
- сейчас у ДонЛуга и Украины в силу объединённой энергосистемы нет возможности разделить производство электроэнергии, но в среднесрочной перспективе при разделении энергосистем Украины и ДонЛуга, в оставшейся Украине снизится объём энергопотребления, при этом останутся все атомные и гидроэлектростанции, что значительно уменьшит потребность в гибкой к нагрузкам тепловой энергетике. При этом ДонЛуг будет вынужден импортировать электроэнергию, поскольку он сейчас производит её меньше, чем потребляет.
Таким образом, ВВП Украины в случае отделения ДонЛуга уменьшится оценочно на 30%-35% (15% ВВП + 15%-20% снижения от разрыва производственных связей).
- Влияние на внешнюю торговлю и текущий счёт платёжного баланса
По данным статистики, положительное внешнеторговое сальдо товарами ДонЛуга в 2013 году составило 6,5 млрд. долл., на регион приходится 25% экспорта товаров и 12% их импорта Украины. В товарной структуре экспорта/импорта положительное сальдо региона полностью сформировано за счёт сальдо торговли металлами (+8,6 млрд. долл.) и железнодорожной техникой (+1,3 млрд. долл.).
В случае отделения, внешнее сальдо региона определённо ухудшится на следующие факторы:
- импорт железной руды для металлургии региона – согласно отчётности Метинвеста поставки руды с его ГОКов в Днепропетровской области на предприятия группы в 2013 году составили эквивалент 2,2 млрд. долл.3;
- импорт потребительских товаров: на регион приходится 15% численности и доходов населения и только 5%-7% производства сельского хозяйства, 10% пищевой промышленности, по 9% продукции деревообработки и лёгкой промышленности, 8% фармацевтики, 12% пластмасс и резинотехнических изделий.
По оценке МВФ4, дефицит текущего счёта платёжного баланса Украины в 2014г. составит 6,3 млрд. долл., без ДонЛуга он соответственно ухудшится до 10,8 млрд. долл. Несмотря на ухудшение, сама сумма дефицита не будет «смертельной» и куда меньшей показателя «благополучного» 2013 года, когда дефицит текущего счёта Украины составлял 16,3 млрд. долл.
- Влияние на кредитоспособность и итоговый платёжный баланс Украины
Причина резкого ухудшения в том, что если в прошлом году благодаря привлечению средств государством и госкомпаниями выплаты по внешним долгам удавалось рефинансировать (т.е. откладывать), то в текущем году Украина просто не имеет возможности рефинансировать свои внешние долги без международной помощи.
Таким образом, несмотря на улучшение сальдо внешней торговли, совокупный дефицит платёжного баланса Украины в текущем году по оценке МВФ ухудшается с 0,8 млрд. долл. в 2013 году до 11,2 млрд. долл.
Без экспортной выручки ДонЛуга совокупный дефицит платёжного баланса Украины будет рекордным, составив 15,7 млрд. долл.
На фоне дефицита валюты, оценим способность Украины к привлечению внешнего финансирования (кроме прямой международной помощи). Одним из универсальных показателей здесь является отношение госдолга к ВВП (что остаётся актуальным после европейского долгового кризиса).
На начало года отношение госдолга к ВВП Украины по данным Минфина составляло 40,5% из которого половина приходилась на обязательства в валюте5. Девальвация технически уже увеличила показатель до 46%-49% ВВП. С учётом планов по привлечению международных кредитов, этот показатель по итогам года приблизится к критической отметке 60% и будет находится в диапазоне 55%-60%. Уровень 60% является критическим, поскольку в таком случае Россия имеет право требовать досрочного погашения выпущенных Украиной еврооблигаций на сумму 3 млрд. долл.
В случае отделения ДонЛуга показатель госдолга к ВВП только за счёт снижения объёма экономики Украины (ориентировочно не треть) математически подскочит в 1,5 раза до 90% ВВП. Плюс государственный долг вырастет за счёт дополнительной девальвации. Напомню, что в куда более благополучных Греции, Испании, Португалии отношение госдолга к ВВП за 2013 год составляет 175%, 94% и 129%.
Иного выбора, кроме объявления дефолта по своим обязательствам в случае отделения ДонЛуга, у Украины не будет.
- Выводы
- потерю до трети объёма экономики Украины;
- рост дефицита внешней торговли на 4,5 млрд. долл.;
- практически неизбежный дефолт по государственным обязательствам;
- дальнейшую девальвацию, глубина которой будет зависеть от того, какой сценарий развития Украины будет принят западными странами и Россией.
Но, кроме минусов, мы получим:
- уход наиболее дотационных и коррупционных регионов (возмещение НДС, «распил» угольных дотаций и т.д.);
- исправление диспропорций экономики после прекращения дотационной поддержки угольной отрасли;
- отсоединение наиболее антизападной части (простите за слово) электората, а вместе с ним и влияния Партии регионов на власть (на последних парламентских выборах эти области вместе с Крымом обеспечили 38% полученных голосов для Партии регионов);
- после потери экспортной выручки ДонЛуга у Украины просто не останется выбора рыночным антикоррупционным реформам, иначе её ждёт хроническая угроза дефолта, девальвация и падение уровня жизни населения.
Хотя надо признать, что главная сегодняшняя уязвимость Украины в виде зависимости от внешнего финансирования в случае отделения ДонЛуга многократно усилится.
Думаю, в случае отсоединения региона объявление Украиной дефолта и последующее развитие событий могут происходить по 2-м кардинально разным сценариям:
- Запад и Россия принимают вариант, при котором Украина остаётся буферной территорией между Европой и Россией. Единственным источником внешнего финансирования останется Россия, зависимость от которой станет тотальной. Технологическая отсталость экономики в течение 10 лет станет катастрофической, ключевые трудовые ресурсы будут покидать страну, уровень коррупции и преступности будет приближаться к приднестровскому варианту, время для спасения ситуации и сохранения Украины как независимого государства будет потеряно.
- Запад принимает для Украины новый «план Маршалла», включающий обеспечение внешнего финансирования, списание и реструктуризацию части внешнего госдолга, значительные иностранные инвестиции в создание новых рабочих мест, получение Украиной дорожной карты членства в ЕС и НАТО. Однако это теоретически станет возможным при условии формирования новой политической силы (без представителей власти последних 10 лет), которая возьмёт на себя такую ответственность и которая будет полностью власть контролировать. Тогда станут возможны реформы по грузинскому сценарию, Украина получит реальную возможность в течение 10 лет измениться из коррумпированной страны с полусырьевой экономикой в страну с развивающейся экономикой, имеющей перспективу дальнейшего роста до европейских стандартов.
1 http://www.metinvestholding.com/ru/investors/fresults/perfomance
2 http://economics.unian.net/finance/917027-minfin-otsenivaet-samodostatochnost-donetskoy-oblasti-v-398-luganskoy-v-441.html
3 http://www.metinvestholding.com/ru/investors/fresults/perfomance
4 https://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.aspx?sk=41516.0
5 http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/archive/main?cat_id=224493