Смертельная лихорадка Эбола: что нужно знать, чтобы выжить
https://povnatorba.blogspot.com/2014/08/blog-post_162.html
В мире нарастает паника в связи с угрозой эпидемии смертельно опасной лихорадки Эбола.
Собственно, болезнь эта была открыта впервые еще в 1976 году, во время вспышки в Заире и Судане. Но доселе ее "ареалом" являлись болотистые места Экваториальной Африки и близлежащих мест. Ныне же отмечены случаи заболеваний и в Гонконге, и в США. Правда, о последнем можно говорить лишь условно – поскольку два больных американца были доставлены в госпитали своей страны из Африки вполне осознанно, под строгим медицинским контролем и для лучшего лечения.
Что же вызывает беспокойство даже мало связанной с медициной аудитории? Прежде всего, это высокая смертность при заражении Эбола. Если в Судане 38 лет назад умерло приблизительно половина больных, то в Заире 91%!
Второй пессимистический момент – специфического лечения вируса Эбола не существует. Эбола – это вирус, против которых антибиотики не действуют по определению. Единственное, что может спасти больного – это собственный иммунитет, постепенно нарабатывающий защитные антитела. К сожалению, достаточный уровень этих антител достигается в среднем недели через две – в то время, как большинство больных умирает уже в течение второй недели. Относительную поддержку более быстрому иммунному ответу может оказать разве что интерферон – универсальный белок противовирусной защиты организма от любых возбудителей этой группы.
Почему лихорадка Эбола опасна?
Основной причиной смерти при этом заболевании являются массивные кровотечения – из носа, легких, желудочно-кишечного тракта, половых путей у женщин. Вообще, клинические проявления Эбола очень напоминают таковые у гриппа – высокая температура, головная боль, мышечные боли. И точно так же, как и грипп, африканский вирус поражает сосуды, что и провоцирует кровотечение. Кроме того, здесь напрямую поражается и печень, которая производит большинство факторов свертывания крови – что в результате и приводит к массированному ДВС-синдрому (диссеминированного внутрисосудистого свертывания). В переводе это мудреное слово означает, что кровь сначала везде свертывается, забивая мелкие капилляры тромбами, а потом из-за истощения свертывающих систем начинаются не менее массивные кровотечения.
Единственное, что может спасти больного – это собственный иммунитет, постепенно нарабатывающий защитные антитела. К сожалению, достаточный уровень антител достигается недели через две, в то время, как большинство больных умирает уже в течение второй недели
В принципе, современная медицина лечит такие состояния довольно успешно. Но для этого нужна, как минимум, хорошо оснащенная реанимация. Однако для больных лихорадкой Эбола реанимация должна быть особой, "инфекционной". Где персонал должен иметь опыт и особую настороженность в плане избегания собственного заражения. Ведь зловредный вирус очень заразен и способен попасть в человека через пищу, мелкие трещины кожи, слизистые оболочки рта, носа, глаз. А "заирский" подвид Эболы способен передаваться и воздушно-капельным путем, отчего представляет особую опасность.
В природе источником вируса являются "приматы" (обезьяны) и грызуны. Так что, грубо говоря, в Украину болезнь гипотетически может попасть только путем приезда зараженных людей. Если, конечно, не считать экзотики, вроде покупки "новыми украинцами" провезенных контрабандой из Африки обезьянок или крыс.
А вот "инкубационный период" от момента заражения вирусом Эбола до его клинических проявлений способен достигать 3 недель. Что делает весьма затруднительным карантинные мероприятия – держать кучу народа в изоляции два десятка дней очень накладно.
Эбола опасна, но не очень заразна?
Тем не менее, ныне, в отличии от, скажем, глобальной паники по поводу недавнего "свиного" гриппа (а еще раньше – "птичьего") официальные медицинские службы тех же США не проявляют особого беспокойства. Более того, несмотря на открытие вируса уже почти 40 лет назад, доселе не была разработана против него эффективная вакцина. Почему же мировая медицина проявила столь вопиющую "халатность"?
Скорее всего, просто потому – что "овчинка не стоит выделки". Создать новую вакцину стоит очень больших денег. Между тем, в том же Заире и Судане смертность хоть и достигала 90% заболевших, но общее число этих заболевших составило всего 2-3 сотни человек в каждом случае. Цифры - на порядки меньше от самого обычного сезонного гриппа.
Интересный момент – у 7% жителей Судана и Заира в том же далеком 1976 году были обнаружены антитела к вирусу Эбола. В связи с чем были сделаны вполне закономерные выводы о том, что болезнь может протекать в легкой или даже скрытой форме. Собственно, как и при любой другой инфекционной патологии, включая тот же грипп. Смертность от гриппа среди госпитализированных в инфекционное отделение с точно установленным лабораторией диагнозом тоже доходит до внушительных процентов. Просто на этом фоне в тысячи раз больше людей болеют тем же вирусом, при этом успешно леча "простуду" народными методами. Или, на худой конец, бактериальные осложнения – легкими антибиотиками.
Существенный оптимистический момент – тот подвид Эболы, что вызвал нынешнюю вспышку в Гвинее и Сьерра-Леоне не передается воздушно-капельным путем. То есть, при уходе за такими больными постоянно носить "противочумный" костюм сродни космическому скафандру, с отдельной системой воздухообеспечения, не обязательно, хотя маска и не помешает. По большому счету, уход за такими пациентами не очень отличается от такового при СПИДе, вторичном сифилисе и ряде других инфекционных заболеваний, не требующих столь абсолютных мер безопасности. Ну а мыть руки, следить, чтобы на коже не было ранок, избегать попадания слюны или рвоты в глаза или нос не помешает в любом случае – не только при борьбе с грозным африканским вирусом.
Эбола: необходима настороженность – но без паники
Наконец, "геморрагические лихорадки" – не такая уж экзотика для США, Европы, да и Украины тоже. Название одной из них, "конго-крымская", передаваемой клещами, с летальностью до 50%, говорит сама за себя. Ну а почти "братом-близнецом" Эболы является вирус, названный "Марбург" – по названию немецкого города, где он вызвал вспышку в далеком 1967 году. При этом, как видим, и сам Марбург, и Германия, и Европа в целом до сих пор не только не вымерли от новой "чумы", но живут и очень даже процветают.
Так что закрывать границы, вешать замки на аэропорты и вокзалы из-за Эболы никто не будет. Что, естественно, не означает допустимости какого-то наплевательского отношения к действительно смертельно опасному африканскому вирусу. Для украинцев это означает, как минимум, отказ от "шапкозакидательских" настроений в отношении "каких-то там простуд".
Пока, слава Богу, у нас врача можно вызвать на дом совершенно бесплатно – так что этим надо пользоваться при любой лихорадке. А то, в конце концов, можно нежданно-негаданно нарваться и на Эболу с ее 90% летальностью в тяжело-запущенных случаях. Да и обычные гриппозные воспаление легких, менингит или почечная недостаточность обойдутся любителям "авось пройдет само" очень дорого – в том числе, и в чисто финансовом смысле необходимости покупки очень недешевых лекарств.