От Украины до окраин: быть ли Сибирской республике?


«Марш за федерализацию Сибири», запланированный в Новосибирске на 17 августа, на первый взгляд может показаться исключительно андеграундной акцией, не имеющей никакого отношения к российской политической ситуации.
Как же так — при такой-то поддержке президента России взбудораженным «крымнашем», при такой вертикали власти, при таком контроле силовых структур за общественными настроениями говорить о какой-то там Сибирской республике и выдвигать требования, которые могут быть расценены как сепаратизм, то есть как уголовщина?
Однако хотелось бы напомнить, что «Донецкую республику» нынешний «вице-премьер» ДНР Андрей Пургин придумал почти десять лет назад — и тогда эту организацию и в Украине, и в России воспринимали как сборище маргиналов. От Пургина открещивались и Виктор Янукович, и другие донецкие бонзы. Сегодня Пургин — невнятный человек с тяжелым лицом пропойцы — осуществляет свой проект взаправду: у Донецкой республики нашлись спонсоры, наемники, танки и даже «Буки» для охраны пургинского неба от малайзийских лайнеров. А начинали Пургин с товарищами с поддержки требований федерализации Украины, не раз озвученными высшими руководителями России. И Владимир Путин, и Сергей Лавров, и другие российские чиновники подчеркивали, что только самостоятельность регионов может спасти украинское государство от распада.
А Россия — она ведь уже федерация. Это даже не очень большая тайна, Россия вообще так называется. Так почему же нельзя требовать большей самостоятельности для регионов, рассчитывать на то, что основные решения по их развитию будут приниматься в Новосибирске, Казани, Грозном, Владивостоке, а не в Москве? Ведь самостоятельность регионов — залог успеха, так считает сам Путин. Или то, что для украинца хорошо, для русского смерть?
Создающие картинку информационной ненависти пропагандисты, живущие в Москве, заказывающие им эту картинку чиновники, живущие в Москве и уверенные, что этой картинкой все и закончится для самой России, руководители страны, живущие в Москве, просто неспособны осознать ненависть к центру, тлеющую в российской провинции, обворованной, маргинализированной, отданной на откуп временщикам-феодалам. Эта ненависть сглаживается только одним — рентой. Москва платит регионам деньги, чтобы все оставалось по-прежнему. Никаких других сдерживающих факторов для обособления регионов России практически нет.
И вот тут возникает вопрос: а надолго ли хватит этой ренты в условиях ужесточения санкций, неизбежного развала банковской сферы, ухудшения ситуации с продажей энергоносителей? И будут ли в ситуации финансового провала центра идеи Сибирской или Дальневосточной республики казаться маргинальными — о большей самостоятельности Республики Татарстан или Чечни я даже не упоминаю, с этим и так все всем давно ясно.
Путин загнал Россию в логическую ловушку.
С одной стороны, накануне экономического краха государства власть должна убеждать население, что только сильная единая страна может отыскать выход из кризиса. С другой — в качестве средства для отвлечения внимания населения от экономического провала была избрана дестабилизация ситуации в соседней стране. Стране, которая до российского вмешательства была единой — но оказалось, что автономная республика может влегкую провести референдум и выйти из состава этого государства, а любая область может просто на центральной площади главного города объявить себя — оп-ля! — народной республикой, а российское телевидение будет этим митинговым волеизъявлением восхищаться. И вот люди, которые это телевидение смотрят и понимают, что все это происходит не в Африке, а буквально в нескольких часах езды, — почему они не могут захотеть устроить народную республику у себя? Или они любят местное начальство с прокурорами и бандитами? Или среди них не отыщется «народный губернатор»?
Не знаю, понимают ли Путин и его окружение, что они наделали.
Почему Донецкая народная республика — это хорошо, а Сибирская народная республика — это плохо?
Почему народный губернатор Донецка — герой, а народный губернатор Новосибирска — преступник? Ах, его никто не избирал? А народного мэра Славянска кто, простите, избирал? Сурков? А народного мэра Севастополя, с которым сам Путин подписывал договор о присоединении города к России? Пусть теперь и с народным мэром Владивостока что-нибудь подпишет! Или Владивосток хуже Севастополя? А можно узнать — чем? Может быть, Владивосток тоже захочет стать субъектом, а не объектом Российской Федерации? Скажете, невозможно?
Нет, Владимир Владимирович, — благодаря вам теперь возможно все. И даже больше.
Виталий Портников

Related

Політика 7492534757987068766

Post a Comment

emo-but-icon

Пошук у цьому блозі

Читають

Свіже

Add to Any

Свіже

ЄДИНІ НОВИНИ

Варто подивитись

Нас відвідали

Лічильники

item