Ожидалось, что случится это торжественно – в День конституции 28 июня президент представит проект изменений в Конституцию Украины в части децентрализации, который готовится уже ровно год. Но в самые последние дни его подготовка свелась к какой-то не вполне объяснимой суете, и, видимо планы были нарушены.
Концепт новой Конституции, инициированной Петром Порошенко вскоре после инаугурации, представили сегодня, 1 июля. Обращение президента к нации транслировал Перший національний. Президент был заявлен в программе на 16:00, но целых 41 минуту в ожидании его появления в кадре телезрителей развлекали – сначала поэзией, а под конец документальным фильмом под названием "Рейх: крах чорних селекціонерів".
Когда зрителям стало понятно, что он уже не придет, и новой Конституции сегодня не будет, глава государства, наконец, появился в кадре и с порога пообещал сегодня же "оформить" законопроект и передать в парламент – "я надеюсь, без изменений", тут же оговорился он.
Ключевым элементом презентованных сегодня изменений в Основной закон является децентрализация власти. Речь о передаче полномочий от центра в регионы идет годами. Теперь же, помимо вызова в виде необходимости реформ как таковой, процесс подстегивает вопрос оккупации Донбасса. В контексте Минских договоренностей переговорщики добиваются от Украины переосмысления отношений с этими территориями.
Как выразился сам президент сегодня, Конституция в современных динамичных исторических условиях должна адекватно реагировать на вызовы времени.
Окончательные подробности того, как новый механизм госуправления будет работать, а мы – жить "по-новому", станут известны после того, как президент передаст законопроект в Раду.
Пока же в центре внимания и самых яростных обсуждений оказались не качественные изменения, прописанные в законе, а два наиболее острых и волнующих общество момента – "зрада" и Донбасс.
Вчера в полдень, за сутки до обращения президента, на Банковую в очень оперативном порядке собрали журналистов – чтобы прощупать почву перед его выступлением, где была запланирована сессия вопросов и ответов. А также с целью попытаться развеять выше перечисленные "мифы". Сделать это пытался замглавы АП Виталий Ковальчук.
Узурпация власти
На повестке дня действительно остро стоял вопрос о том, что под знаменем децентрализации президент якобы хочет узурпировать власть и под внешним давлением легализовать сепаратистские республики.
Наиболее яростной критике подверглась норма, наделяющая президента правом в любой момент единолично отменять решения, принимаемы на местах, и досрочно распускать органы самоуправления. Вместо выборной местной власти он мог вводить прямое президентское правление через специальных уполномоченных сроком на целый год.
Такое "специальное предложение" было воспринято неоднозначно: мол, децентрализация – децентрализацией, а за президентом остается право отменять любые решения на местах.
Одним из главных оппонентов такой "концепции" в публичной плоскости выступила вице-спикер парламента Оксана Сыроед, входившая в рабочую группу по децентрализации Конституционной комиссии. Она одна из немногих членов комиссии публично заговорила о том, что вносимые президентом изменения наделяют его такими полномочиями, что впору говорить о концентрации власти, а не децентрализации. По этому поводу в окружении Сыроед даже родился новый термин – "доцентрализация" вместо децентрализации.
"Если бы во время Майдана такие полномочия были у Януковича, он бы абсолютно конституционным образом приостановил полномочия местных властей, которые поддерживали бы Майдан, и спокойно назначил своих уполномоченных сроком на один год", - поясняла на примере, за которым не нужно далеко ходить, вице-спикер.
В конечном итоге "нашли другую формулу", как говорит Ковальчук. В озвученном сегодня Порошенко варианте изменений за президентом осталось право вмешиваться в работу органов местной власти в исключительных случаях угрозы нацбезопасности, но только после соответствующего решения Конституционного суда (КС).
Простым языком, если завтра руководитель какой-нибудь области решит обзавестись собственными военными формированиями или вывесить флаг и провозгласить себя "республикой", президент сможет мгновенно остановить его полномочия, одновременно обратившись в КС.
Официально это звучит так: в ситуациях, когда органы местного самоуправления принимают акты или предпринимают действия, которые представляют угрозу нацбезопасности, у президента будет право приостановить их полномочия и одновременно обратиться в КС с просьбой оценить такие активности местной власти. Если КС признает их неконституционными, то объявляются досрочные выборы органов местного самоуправления – не позже чем через 180 дней. В обратном случае орган продолжает работать. Функции отстраненных от работы чиновников во время таких "президентских пауз" будут выполнять специальные государственные уполномоченные. Конституционный суд в его нынешнем виде, конечно, представляется сомнительным предохранителем, но там намечаются изменения.
"Объективно грядет реальное укрепление власти на местах, в рамках которого мэры и главы громад получат почти неограниченные права, - говорит Ковальчук. - Люди могут выйти за рамки этих полномочий. Поэтому и предусмотрен такой предохранитель, чтобы не развивался сепаратизм. И, это, безусловно, в первую очередь, касается тех территорий [оккупированных]".
На Банковой это право президента называют "красной кнопкой", которую президент не будет нажимать по любому поводу – только "в экстренных случаях". Ковальчук приводит в пример захваченный при прямом участии мэра в прошлом году Славянск, которого могло и не быть, будь такая "кнопка".
На вопрос о том, если красная кнопка вдруг окажется в руках у второго януковича, замглавы АП, вызвав легкий смех среди присутствовавших, ответил: "Я надеюсь, что наш народ примет мудрое решение на следующих президентских выборах".
Вполне оправданной эту "красную кнопку" считает политолог Владимир Фесенко.
"Ее цель – предотвращение сепаратистких мятжей. Если такого предохранителя не будет, это приведет к очень негативным процессам, - полагает он. - Без него страна начнет расползаться. В кризисных ситуациях этот механизм крайне необходим. Здесь важно, чтобы такие решения принимались оперативно".
После эпохи Януковича и Ко и на фоне просачивающихся из-за стен властных коридоров слухов об авторитарных нотах, временами звучащих в голосе президента Порошенко, обеспокоенность общества вполне объяснима. Но Фесенко уверен, что прописанные в законопроекте ограничители не позволят нынешнему президенту злоупотреблять властью.
"Обожглись на Януковиче и на теме узурпации власти президентом, и теперь дуем: а не дай бог усилится власть президента! Это законы психологии – все боятся усиления власти президента, - говорит Фесенко. - Но в случае Порошенко совершенно обратная история: он сам не сторонник формального расширения своих полномочий. Он же свое влияние реализует не через формальные полномочия, а через собственную активность и гиперэнергию".

Петр Порошенко презентует изменения в Конституцию Фото: Пресс-служба президента
Донбасс
Вторым моментом, вызвавшим недоумение и споры, стало то, что в проект конституционных изменений вписали так называемые самопровозглашенные республики. Так, в переходных положениях прописана возможность "специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей".
Эта новость была мгновенно воспринята многими как попытка зафиксировать в Основном законе некий "особый статус Донбасса". Подозрительность подогревалась тем, что близкие к процессу люди утверждали: на этом настаивают западные друзья Украины, заинтересованные закрыть каким-то образом украинский вопрос.
Как заявил сегодня Порошенко, изменения не предусматривают никакого особенного статуса Донбасса.
"Все эти мысли – от лукавого", - сказал он.
По словам Ковальчука, обозначить вопрос Донбасса в Конституции действительно рекомендовала Венецианская комиссия. Но "ничего отличного от того, что есть в Минских договоренностях, там нет", - говорит он.
По мнению Фесенко, упоминание Донецкой и Луганской областей в проекте закона – итог компромисса, вполне приемлемого для Киева. В контексте Минских соглашений украинская сторона не могла проигнорировать вопрос Донбасса в обновленной Конституции. Но сделать это нужно было так, чтобы не нанести ущерба собственным национальным интересам.
Сепаратисты, напоминает политолог, официально выступали со своими "конституционными предложениями", и игнорировать их при всем желании нельзя. Но для Украины их предложения абсолютно неприемлемы, поскольку там идет речь о договорных отношениях между Киевом и "ЛНР" и "ДНР" и закладывается бомба в виде возможности создания ассоциации районов, что равноценно воссозданию "Новороссии" внутри Украины.
В проекте Порошенко речь идет не об особом статусе Донбасса, а об особом порядке местного самоуправления, который будет регулироваться даже не Конституцией, а отдельным законом.
"Сепаратисты настаивали, чтобы статус оккупированных территорий был закреплен в Конституции Украины, а он закреплен не в Конституции, а только в переходных положениях – это не прямая норма, а всего лишь закрепление порядка введения норм в действие, - говорит политолог. - Это для нас приемлемый компромисс, и рискну предположить, что он не понравится сепаратистам".
В подтверждение его слов, первые заголовки, появившиеся после речи Порошенко в российских СМИ, гласили: "Порошенко отказал Донбассу в особом статусе".
Еще один аргумент: если бы тема об особом положении Донбасса была зафиксирована непосредственно в тексте Конституции даже без упоминания слова "автономия", то законопроект Порошенко никогда не прошел бы через Раду. А так – и волки сыты, и овцы целы.
Далее представленный президентом законопроект должен до конца лета получить предварительное одобрение парламента, затем – обязательный вывод Конституционного суда, и уже осенью Рада должна быть готова отдать за него 300 голосов.