Бывший посол США в России развенчал миф о стратегическом гении Путина
https://povnatorba.blogspot.com/2015/10/blog-post_403.html
Даже если Запад не будет реагировать, международные авантюры Путина вскоре потерпят крах
«Владимир Путин продолжает удивлять. Российское вторжение в Сирию, за которым последовала личная встреча с президентом страны Башаром Асадом в Москве, шокировала мир, – пишет бывший посол США в России Майкл Макфол в своей колонке для NY Times. – Как и после его действий в Украине в прошлом году, тут же появился ряд комментариев о якобы стратегическом гении Путина: он действует решительно, перехватывает инициативу и формирует повестку дня в противовес, как говорят, слабой политике Запада в Сирии».
На самом деле, утверждает дипломат, все совсем не так. «Пять лет назад положение России было гораздо прочнее, чем сейчас. Владимир Путин вынужден играть на оборону, удваивая количество плохих решений, к которым его подтолкнула устаревшая идея международной политики».
Но, предупреждает Макфол, США и их союзники не должны безучастно наблюдать, пока Россия проиграет. Нужно разработать комплексную стратегию, которая минимизирует негативные последствия действий РФ и позволит максимизировать позитивный эффект от своих действий.
«Пять лет назад Россия была в тренде. В 2010 Кремль помог прийти к власти в Украине своему союзнику Виктору Януковичу. В остальных постсоветских республиках пророссийские лидеры занимались созданием того, что впоследствии получит название ЕвразЭС», - вспоминает Макфол.
Он перечисляет и другие успехи Москвы, в частности, улучшение отношений с Европой и США. В 2010 году 2/3 россиян положительно относились к США, и аналогичное число американцев считало Россию партнером или союзником.
«Российская экономика возобновляла рост после кризиса. В 2010 Россия сыграла важную роль во введении новых санкций против Ирана. А затем в 2011 году ей стали мешать люди», - говорит Макфол, напоминая о протестах на Болотной, которые Путин воспринял, как двойную игру со стороны США. После возвращения на президентский пост Путин начал репрессии против тех, кто участвовал в протестах, заклеймив их предателями, и помешал оппозиции закрепить успех.
«Этот краткосрочный успех привел к большим затратам в долгосрочной перспективе. Паранойя Путина начала расти, экономические реформы застопорились, началась политическая стагнация, - перечисляет Макфол. – В первые два года третьего президентского срока Путина его рейтинг колебался на уровне 60%, самый низкий для него показатель. Только вторжение в Украину позволило рейтингу вырасти вновь».
Дипломат рассказывает, что в Украине справиться с протестующими не удалось. К тому моменту, как Янукович попытался очистить улицы силой, как хотел Кремль, было уже поздно, и Януковичу пришлось спасаться бегством.
«Разъяренный тем, что считал очередной операцией ЦРУ по свержению союзника России, Путин нанес ответный удар: он аннексировал Крым и покусился на еще большие территории в Восточной Украине, которые сторонники захвата окрестили «Новороссией».
Эти краткосрочные достижения тоже обернулись потерями: из-за санкций и падения цен на нефть российская экономика сжалась почти вдвое. Кроме того, от проекта «Новороссии» Путину пришлось отказаться: его ставленники в Восточной Украине не получили достаточной поддержки и не смогли построить эффективное государство. И его действия гарантировали, что Украина больше никогда не станет союзником России.
«Его политика в отношении другого союзника, Асада, тоже оказалась неудачной. Несмотря на то, что Россия заблокировала резолюции Совбеза ООН в отношении правительства Асада, поставку оружия Дамаску и призывы к союзникам Сирии прийти на помощь режиму, Путин не смог укрепить положение Асада», - говорит Макфол. Теперь, спустя четыре года гражданской войны, у Асада осталось меньше территории, а его противники стали сильнее. Именно поэтому, по мнению дипломата, Путину пришлось вмешаться: чтобы спасти приятеля-автократа от полного поражения.
В краткосрочном периоде действия РФ активизировали правительственные войска, но в долгосрочном одной российской авиацией контроль над Сирией Асаду не вернуть. Даже если Запад не будет реагировать, международные авантюры Путина потерпят крах, в особенности по мере накопления внутренних проблем», - полагает Макфол.
Полную версию колонки Майкла Макфола читайте на сайте NY Times
