Кому теперь «труба»? Что известно о директоре Государственного бюро расследований
https://povnatorba.blogspot.com/2017/11/blog-post_366.html
О том, что победителем конкурса станет Роман Труба, в кулуарах парламента заговорили еще вчера утром, несмотря на то, что голосование по руководящему составу органа было проведено только вечером. Этого человека поддержали все 9 членов конкурсной комиссии.
Такую информацию сегодня приводит агентство «РБК-Украина».
Такую информацию сегодня приводит агентство «РБК-Украина».
В то время как другие главные претенденты на эту же должность получили следующие результаты: военный прокурор Анатолий Матиос получил 2 голоса, депутат от «Блока Петра Порошенко» Юрий Македон — 4 голоса, «скандальный» представитель Администрации президента Алексей Горащенков — 2 голоса. Всего на конкурс было допущено 19 претендентов.
Издание напоминает, что еще за несколько дней до финала конкурса одним из основных фаворитов на должность директора ГБР называли именно Горащенкова. Так, собеседники издания в «Народном фронте» называли его креатурой Петра Порошенко. Будто бы Горащенков является сыном юриста, защищавшего интересы бизнеса президента в судах.
«Порошенко очень хотел Горащенкова. Они дружили семьями. Он чуть ли не рос с детьми Порошенко», — объясняет собеседник.
Но Горащенков оказался «сбитым летчиком» после того, как во вторник, 14 ноября, его фамилия прозвучала в качестве «куратора» НАПК в вопросе якобы фальсификации выводов специальных и полных проверок деклараций топ-чиновников. К тому же, перед финальным голосованием сам Горащенков якобы направил письмо, чтобы его кандидатуру рассматривали уже не на должность директора, а первого заместителя или заместителя.
Депутаты в БПП, приближенные к президенту, отказались подтверждать или опровергать то, что Банковая лоббировала Горащенкова, однако намекнули о «подставе». «Я знаю одно — Соломатина (сотрудница НАПК Анна Соломатина, которая заявила о фальсификациях) — это подстава», — сказал один из высокопоставленных депутатов фракции БПП.
Депутаты-антикоррупционеры, которые и организовали брифинг Соломатиной, уверяли издание, что Горащенков не был целью всего этого скандала с декларациями, но, поскольку последний засветился в истории, то нельзя было это замалчивать. «Наша цель была не сбить Горащенкова, а раскрыть эту ситуацию с фальсификациями в НАПК. Кто виноват, что он такой дурак, и засветился?» — объясняет собеседник.
Другие же источники издания в парламенте утверждают, что на самом деле Горащенкова Банковая примеряла на место одного из заместителей. «Его готовили, как минимум, на заместителя, но после этого скандала уже никак», — говорит источник.
О том, что Труба уже является победителем конкурса еще до официального голосования, в частности, говорили в «Народном фронте». Именно с этой партией связывают победителя конкурса. Некоторые из собеседников издания утверждали, что Труба является человеком секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова, другие — председателя комитета по вопросам нацбезопасности Сергея Пашинского.
Роман Труба несколько лет работал прокурором Пустомытовского района Львовской области. Из Львова в Киев его перевели после победы Майдана, при «свободовском» и.о. генпрокурора Олеге Махницком и его тогдашнем заместителе по следствию Алексее Баганце. Труба занял должность замначальника Главного следственного управления — начальника управления по расследованию особо важных дел ГПУ.
После назначения генпрокурором Виктора Шокина, Труба уволился. С 2015 года возглавляет департамент в юридической фирме «Сектор права».
Согласно данным электронной декларации, Роман Труба за прошлый год заработал около 19 тыс. гривен, а его жена — почти 3 тыс. гривен. Также Труба задекларировал две квартиры во Львове, жилой дом и два земельных участка. Кроме того, в декларации указан автомобиль Toyota Avensis 2007 года выпуска, а также акции Борщевского сырзавода и Львовского инструментального завода. Также Труба указал, что за 2016 взял почти 30 тыс. гривен в кредит. Еще 84 тыс. гривен новый директор ГБР хранил наличными.
По данным собеседника издания в парламенте из «еврооптимистов», Труба близок к Сергею Пашинскому. «Труба — близкий к Пашинскому. Его подтянул в ГПУ следователь, который замял дело «Ощадбанка» по нему. Тогда, после смены власти в начале 2014 года, подтягивали всех своих. Вот и Трубу перевели со Львова в Киев. А Пашинский тогда был главой Администрации президента», — утверждает источник.
Действительно, в ноябре 2002 года Пашинского, который тогда занимал пост зампредседателя правления «Ощадбанка», арестовали по обвинению в растрате 3,9 млн долларов и 1,7 млн гривен. Однако вскоре дело было закрыто.
Сам Пашинский опроверг изданию любую причастность к лоббированию назначения председателя ГБР. «Я не член конкурсной комиссии и не вхожу в руководство государства, которое принимает важные политические решения, но, насколько я понимаю, вопросов к конкурсной комиссии не было. К назначению господина Трубы я не имею ни теоретического, ни практического отношения. Я не против принимать решение, кто у нас будет управлять правоохранительными органами (смеется, — ред.), но это за пределами моей компетенции», — заявил Пашинский изданию.
На вопрос, знаком ли он с Трубой, депутат допустил, что мог с ним видеться. «Честно говоря, возможно, где-то пересекались, но это не человек того круга, с которым я общаюсь, поддерживаю какие-то отношения», — добавил Пашинский.
В парламенте считают, что в любом случае, на Банковой хотят иметь руководителя ГБР, который будет лоялен к президенту. «Если у генпрокурора, своего кума, забирают полномочия по следствию, то, очевидно, их надо передать другому приближенному человеку», — говорит нардеп Юрий Деревянко, близкий к силе Михаила Саакашвили.
Что касается других кандидатов, то собеседники в парламенте утверждают, что, к примеру, депутат Юрий Македон еще был «профессионально не готов» возглавить ГБР.
Что касается руководителя военной прокуратуры Анатолия Матиоса, то, согласно утверждениям ряда политиков, Банковая его не хотела допустить к руководству органом. «Матиоса боятся. Чего стоили только проведенные им обыски у Клименко (речь идет об обысках в помещениях бывшего министра доходов и сборов Александра Клименко, в частности, в офисном центре «Гулливер » летом этого года, — ред.)», — объясняет собеседник.
Есть вопросы у депутатов и к проведению конкурса. Один из них — почему членом конкурсной комиссии является нардеп от «Народного фронта» Евгений Дейдей, в отношении которого Генпрокуратура в мае внесла представление на снятие неприкосновенности в связи с возможным незаконным обогащением. «В этот конкурс заложена мина уже только тем, что там в конкурсной комиссии Дейдей. Как такие люди могут выбирать главный следственный орган?», — говорит собеседник из «Батькивщины».
Другой вопрос, что двое из девяти членов конкурсной комиссии якобы не имеют высшего юридического образования, что является нарушением процедуры проведения конкурса и может стать основанием для обжалования решения конкурсной комиссии. «Были назначены два члена комиссии, которые не имели юридического образования, и мы не знаем, каким образом принимались решения, касающиеся других кандидатов и других этапов. Любой из кандидатов может подать в суд и пытаться оспаривать это решение», — говорит народный депутат Мустафа Найем. Также, по его словам, на разных этапах проведения конкурса были вопросы и к прозрачности решений комиссии.
***
Вчера вечером экс-нарде Егор Фирсов озвучил заявление, что «назначенный главой Труба и первым замом Варченко показали одни из худших результатов на промежуточном отборе и, по идее, не должны быть даже допущены к конкурсу». Фирсов также сообщил, что у него имеются подтверждающие данный факт документы, и он будет «добиваться публикации подробных результатов конкурса и требовать проведения расследования в отношении работы комиссии».
В общем, уже очевидно, что ГБР при таком руководстве станет таким же карманным органом для Банковой, как и НАПК во главе с Корчак…