Пришло время выгнать Трампа — The New York Times
https://povnatorba.blogspot.com/2019/01/new-york-times.html
До сих пор я не относился благосклонно к тому, чтобы Трампа отстранили от должности. Я был убежден, что для страны было бы лучше, если бы он ушел тем же путем, каким и пришел – через урну с бюллетенями. Но на прошлой неделе для меня произошел переломный момент – думаю, как и для многих американцев, включая некоторых республиканцев.
Пришел момент, когда вы должны спросить – а действительно ли мы можем выжить еще два года с Трампом как президентом, или этот человек и его безумное поведение – которое станет только хуже в связи с завершением расследования Мюллера – собирается дестабилизировать нашу страну, наши рынки, наши ключевые институты, или в более широком смысле – мир. Поэтому вопрос отстранения его от должности следует обсуждать.
Я верю, что единственный ответственный выбор для Республиканской партии сегодня – обратиться к президенту, чтобы он себе уяснил: если в его собственном поведении не произойдет радикальных изменений – и я думаю, что вряд ли – партийные лидеры не будут иметь выхода, кроме как настаивать на его отставке или призывать к его импичменту.
Это должно начаться с республиканцев, учитывая их необходимое количество в Сенате и политических реалиях. Устранение президента должно стать актом национального единства настолько, насколько это возможно – в противном случае это разорвет страну на куски даже больше. Я знаю, что решиться на это сегодняшним республиканцам очень трудно, но давно уже пришло время подняться и противостоять этому кризису американского лидерства.
Поведение Трампа стало настолько непредсказуемым, его ложь – настолько постоянной, а готовность выполнять базовые президентские функции вроде чтения отчетов, консультирования с правительственными экспертами накануне совершения крупных изменений или назначения компетентных кадров – настолько отсутствующей, его готовность удовлетворять Россию и отталкивать союзников настолько тревожна, а его одержимость собой и своим эго в противовес всему остальному столь постоянна, что еще два его года в должности могут стать реальной угрозой для нашей нации. Вице-президент Майк Пенс просто не может стать хуже.
Убытки и то, что может сделать неподконтрольный Трамп, выходит далеко за наши границы. Америка – это краеугольный камень глобальной стабильности. Наш мир в том виде, в котором он существует сегодня – это место, несмотря на все свои проблемы, до сих пор наслаждающееся миром и процветанием так, как никогда ранее в истории. Потому что Америка такая, как она есть (по крайней мере была). Это нация, которая делала все лучшее для отстаивания универсальных ценностей свободы и прав человека, всегда платила больше для стабилизации глобальной системы, где мы были крупнейшим бенефициаром, и всегда культивировала и охраняла союзничество с нациями, настроенными так же.
Дональд Трамп снова и снова доказывал, что он ничего не знает об истории и важности этой Америки. И это стало резко очевидным из заявления об отставке министра обороны Джима Мэттиса.
Трамп поражен сумасшедшим представлением о том, что вся система глобальных институтов и альянсов, сложившихся после Второй мировой войны – которая несмотря на все свои недостатки обеспечивала соединительные связи, создавшие беспрецедентную эру мира и процветания – грозит американскому суверенитету и процветанию, и нам будет лучше без них.
Поэтому Трамп злорадствует над проблемами, с которыми столкнулся ЕС, побуждает Великобританию оттуда выходить и намекает, что он бы задумался и над выходом из НАТО. Все эти институты нуждаются в том, чтобы их улучшить – но не списать. Если Америка станет хищником во всех договоренностях, многосторонних институтах и альянсах, которые держат этот мир вместе; если Америка уйдет от роли мирового якоря стабильности и станет двигателем нестабильности; если Америка уйдет от демократии, построенной на башнях-близнецах правды и доверия к стране, где для президента является приемлемым атаковать правду и доверие на ежедневной основе, тогда остерегайтесь: ваши дети вырастут не просто в другой Америке. Они вырастут в другом мире.
Последний раз, когда Америка отстранилась от мира таким образом, был в 1930-х, и вы помните, что произошло потом: Вторая мировая война.
Вы не имеете представления, как быстро организации вроде НАТО, ЕС, Всемирной торговой организации или просто базовые глобальные нормы – типа не убивать и не расчленять журналиста в собственном консульстве – могут развалиться, когда Америка уйдет в самоволку или выйдет из колеи при бесстыдном изолированном президенте.
И это не только о мире – речь идет о минимальных приличиях и стабильности, которых мы ожидаем от нашего президента. Если бы СЕО любой публичной компании в Америке вел себя подобно Трампу в течение двух лет – постоянно обманывая, разбрасываясь помощниками будто они салфетки Kleenex, бесконечно строча твиты как подросток, и игнорируя советы экспертов – он или она был бы уволен советом директоров уже давно. Следует ли ожидать меньшего для нашего президента?
Это то, о чем сейчас спрашивают финансовые рынки. Первые два года президентства Трампа рынки реагировали на его бесчестность и безумие как на посторонний шум для стремительно увеличенных корпоративных прибылей и акций. Но это больше не работает. Трамп заставил рынки волноваться.
Нестабильность, которую генерирует Трамп – включая его атаки на главу Федерального резерва – создает для инвесторов причины задуматься, откуда взяться экономическому и геополитическому менеджменту, если экономика идет на спад. Что если мы входим в экономический кризис и имеем президента, чьим первым инстинктом является всегда обвинять других, и который уже остался на своей стороне без наиболее трезвых взрослых, которые были готовы сказать ему, что все его хваленые «внутренние инстинкты» не вписываются в экономику, законодательство или здравый смысл. Мэттис был последним.
Сейчас мы брошены на команду Б – всех тех людей, которые были готовы получить работу, от которой первая команда Трампа либо откажется, потому что не сможет примириться с его ложью, хаосом и пренебрежением – либо будет уволена по тем же причинам.
Я серьезно сомневаюсь в том, что любого из этих игроков Б когда-то приняла бы на работу любая другая администрация. Они не только не добавляют вдохновения во время кризиса, но и ходят вокруг с пониманием того, что Трамп сможет воткнуть свой твиттер-нож в бок кого-либо из них, и в любой момент, если ему это нужно. И это делает их даже менее эффективными.
Ох, но нам же рассказывали, что Трамп – это другой вид президента. «Он новатор». Ладно, я уважаю тех, кто голосовал за Трампа с мнением, что система нуждается в «новаторе». В чем-то это действительно так. Я согласен с Трампом в том, что мы нуждаемся в переосмыслении нашего статус-кво в торговых отношениях с Китаем, нашего присутствия в местах вроде Сирии или Афганистана, а также положить конец некоторым удушливым правилам в бизнесе.
Но слишком часто Трамп внедряет новое без планов, а что будет дальше. Он работал над тем, чтобы разрушить Obamacare без мысли о том, что внедрить утром после. Он объявил об отступлении из Сирии и Афганистана без хотя бы консультации с Объединенным комитетом начальников штабов, топ-экспертами Госдепартамента, не говоря уже о наших союзниках.
Люди хотели перемен, но вместо этого Трамп слишком часто отвечает им крахом, унижениями, отвлекающими маневрами и полным пренебрежением.
И пока мы действительно нуждаемся изменений в некоторых сферах, мы также отчаянно нуждаемся в новациях в другом. Как мы управляем этими гигантскими социальными сетями? Как мы интегрируем искусственный интеллект в каждый аспект бытия общества, как это делает Китай? Как мы делаем обучение в течение жизни доступным для каждого американца? В момент, когда мы нуждаемся в строительстве мостов в XXI век, все, о чем может говорить Трамп, это строительство стены на границе с Мексикой – политический фокус с целью активизировать свой электорат, а не разработать всеобщую реформу миграции, в которой мы действительно нуждаемся.
Настоящим крупнейшим изменением со стороны Трампа стал подрыв норм и ценностей, с которыми ассоциировали президента США и американское лидерство. И сейчас, когда Трамп освободил себя от всех предохранителей со стороны команды Белого дома, своего кабинета или партии – так, чтобы «Трамп мог быть Трампом», нам говорят – он теперь как никогда свободен, чтобы переформировать Америку в соответствии с картинкой в своей голове.
И что это за картинка? Недавно The Washington Post подсчитали, что Трамп сделал 7,546 лживых или обманчивых заявлений до 20 декабря, то есть за 700 дней его президентского срока. И все это было, как допускают, до того, как «мы позволили Трампу быть Трампом».
Если Америка начнет вести себя подобно эгоистичному, бесстыдному и лживому мошеннику вроде Трампа, вы просто не можете себе представить, какими нестабильными – либо измененными – могут стать рынки и геополитика.
Мы не можем себе позволить это узнать.
Томас Фридман — американский журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии
The New York Times (США)